Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования для реализации образовательных задач и содержания образовательных областей, сегодня необходимо внедрение инновационных подходов к условиям организации образовательного процесса.

Современное образование заставляет педагогов думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знаниям.

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе интерактивно-дидактических ресурсов ориентировано на информатизацию образовательной среды и целостное развитие ребенка дошкольного возраста.

Эффективным средством обучения, в этой связи, является область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Использование средств новых информационных технологий и компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Изучение любого материала с использованием ИКТ наводит на размышление детей и способствует развитию интереса их к занятию.

Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов благодаря наглядности и интерактивности, позволяют вовлекать в активную работу всю группу детей. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Культурные практики

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики,ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно- вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.

Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги «Здоровья и подвижных игр», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте). В этом случае досуг организуется как «кружок». Например, для занятий рукоделием, художественным трудом и пр.

Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Формы культурных практик для развития самостоятельности и инициатив

Формы образовательной деятельности в режимных моментах / Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю

Ранний и младший возраст

Средний возраст

Старший возраст (от 5 до 6 лет)

Старший возраст (от 6 до прекращения образовательных отношений)

Общение

Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Беседы и разговоры с детьми по их интересам

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

ежедневно

ежедневно

3 раза в неделю

3 раза в неделю

Совместная игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)

2 раза в неделю

3 раза в неделю

2 раза в неделю

2 раза в неделю

Игры с правилами, в том числе по обучению первоначальным умениям игре в шахматы

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Литературные гостиные

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Спортивные и познавательные досуги

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Подвижные игры, игры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Наблюдения за природой (на прогулке)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

Музыкально-театральная гостиная

1 раз в 2 недели

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Чтение литературных произведений

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Самообслуживание

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie